МБОУ "Гимназия №2" им. А.И.Рыбникова
г.Дербент
  • Ученическое самоуправление

    В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности. Одной из задач в области воспитательной работы является создание и развитие в образовательном учреждении органов ученического самоуправления.В соответствии с законом «Об образовании в РФ» необходимо обеспечение педагогической поддержки для развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций.

        Как показывает анализ педагогической литературы, развитие и поддержка ученического самоуправления в учреждениях образования позволяет создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских навыков, совершенствования своей личности, общества, государства.

    Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности и предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

        Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

        Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

        Участие подростков в работе органов ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

    Целью воспитательной работы  является определение роли  и места системы ученического самоуправления в формировании и развитии творческой, активной личности на основе содружества учителей и учеников разных возрастов.

    Задачами являются:

    1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

    2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно - целостные отношения.

    3. Развитие и упрочнение органа ученического самоуправления как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

    4. Формирование и развитие лидерских качеств у учащихся в рамках ученического самоуправления.

    5. Создание модели школьного ученического самоуправления, определение критериев эффективности ее функционирования в условиях образовательного учреждения.

         Один из важных моментов в ученическом самоуправлении является формирование у учащихся лидерско-организаторских навыков, так как формирование лидеров в обществе – это не стихийный процесс, его можно и нужно организовать.  Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие  лидеры общества – владели демократической культурой личности,  формами организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами. Включение учащихся в процесс ученического самоуправления является одним из эффективных путей формирования у них лидерских качеств.

       Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

        Важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение основных требований к системе школьного самоуправления.

    Понятие ученического самоуправления и его значение.

         Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
        Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона «Об образовании в РФ». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
        С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

    Самоуправление- это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

        Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
        Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

    В педагогической литературе встречается ряд определений данного понятия. Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является следующее определение: ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых для коллектива и организации целей.

    Самоуправление  реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие учащихся в управлении собственными делами. В повседневной деятельности в образовательном учреждении самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

         Для того,  чтобы работа органов ученического самоуправления была эффективна, необходимы следующие условия:

    1) социально-психологические:

    - соответствие модели самоуправления внутренним потребностям коллектива учащихся,

    - постоянное обучение и самообучение актива

    2) организационно-педагогические:

    - стиль педагогического управления,

    - учет внешних условий и перспектив развития.

       В разнообразной жизни современного образовательного учреждения есть достаточно дел и участков, где учащиеся могут действовать и без помощи взрослых.

    Направления работы органов ученического самоуправления, где учащиеся могут реализовать себя:

    - нравственное, патриотическое и гражданское

    - общественно-политическое

    - экологическое

    - трудовое

    - спортивно-оздоровительное

    - туристско-краеведческое

    - интеллектуально-познавательное

    - профилактика асоциального поведения

    - организация досуга

    - формирование лидерских и организаторских качеств.

    Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

    - познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация,
    - трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства,

    - спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья,

    - художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи,

    - шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших,

    - информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы.

        Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
        В любом из перечисленных видов деятельности главное – самоуправленческая деятельность на общее благо. Определенная модель или структура органов необходима для упорядочения деятельности отдельных её элементов. Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie